14.03.2015 13:33
Поделиться

Российские военные проинспектируют территорию Бенилюкса и Германии

Сразу две международные миссии проведут на следующей неделе наблюдательные полеты в рамках Договора "Открытое небо" (ДОН).

С 16 по 21 марта группа российских офицеров на самолете Ан-30Б проинспектирует с воздуха заранее согласованную территорию Бенилюкса и Германии. Контрольная миссия стартует с аэродромов открытого неба Брюссель (Бельгия) и Ингольштадт (Германия). Максимальная дальность их полетов определена в 945 и 1300 километров соответственно.

Районы инспекции и маршрут полета были заранее согласованы с военными ведомствами ФРГ и государств Бенилюкса. А находящиеся вместе с нашими офицерами в Ан-30Б представители принимающих стран проконтролируют порядок применения аппаратуры наблюдения и соблюдение положений, предусмотренных договором об отрытом небе.

В Минобороны РФ корреспонденту "РГ" сообщили, что этот наблюдательный полет выполняется в целях содействия большей открытости и транспарентности в военной деятельности стран, входящих в ДОН, а также упрочения безопасности через укрепление мер доверия. Это будет седьмой и восьмой наблюдательные полеты Российской Федерации над территориями государств-участников Договора в 2015 году.

Одновременно некоторые районы России и Белоруссии осмотрят представители Франции. Свою наблюдательную миссию они выполнят с борта специально оборудованного под такие задачи самолета С-130-Н. Он относится к классу летательных аппаратов, не предназначенных для применения какого-либо оружия. Самолет и установленная на нем аппаратура наблюдения (аэрофотаппараты) прошли международное освидетельствование, в котором приняли участие и российские специалисты. Такая практика исключает использование технических средств, не предусмотренных Договором по открытому небу.

Досье "РГ"

Возможности международных инспекторов практически не ограничены. Договор распространяется на огромную территорию, пролегающую от канадского Ванкувера через все северное полушарие до российского Владивостока. Контролеры имеют право фотографировать там передвижения войск и кораблей, а также снимать любые объекты армейской и флотской инфраструктуры. Эта процедура универсальна, и ее придерживаются наши военные, когда инспектируют военные объекты за рубежом.

Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступивший в силу 1 января 2002 года договор "Открытое небо" задумывался как своего рода жест доверия. По документу, контроль за дислокацией и перемещением вооруженных сил был в прямом смысле бесконтактным, но не ограничивал свободу наблюдений "хозяйской" волей. Первоначальную концепцию взаимного воздушного наблюдения предложил в 1955 году президент США Эйзенхауэр. А подписание договора инициировал Джордж Буш в 1989-м. Тогда подпись под документом поставили 27 государств, включая США и Россию. Сегодня список участниц расширился до трех десятков. Но и это не предел - договор имеет неограниченный срок действия и открыт для других государств. В нем участвуют Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Словакия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия и Швеция, Кыргызстан. Его депозитариями являются Венгрия и Канада. По заявкам других стран решение принимает базирующийся в Вене Консультативный комитет "Открытого неба".

Количество международных инспекций определяет специальная квота. Если у проверяющей страны нет собственных самолетов для мониторинга, их может выделять и принимающее государство - это так называемый вариант "такси". Все воздушные суда и датчики "Открытого неба" проходят специальную сертификацию и осмотр перед полетом.

Режим инспекций охватывает территорию, над которой государство-участник осуществляет суверенитет, включая сушу, острова, внутренние и территориальные воды. Наблюдательные рейсы ограничиваются только соображениями безопасности полета, но никак интересами национальной безопасности инспектируемых стран. Договор разрешает иметь на борту видео -, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование - чтобы на снимках распознавались основные виды военной техники. Иными словами, крейсер не должен смахивать на сухогруз, а ракета - на дерево. Копии снимков обязательно передаются инспектируемой стране, а при желании - и каждому участнику договора.

Для воздушного мониторинга по программе "Открытое небо" в России имеется специальный летный отряд. Туда собраны сертифицированные по международным стандартам самолеты Ту-154 МЛК1, Ту-214ОН и Ан-30Б, оборудованные специальной, в том числе цифровой аппаратурой.